Силлабо-тоническое стихосложение

Силлабо-тоническое стихосложение

СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (греч. συλλαβή — слог и τόνος — ударение) — одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С.-Т. С. равно одному слогу, слабое — одному или двум слогам, первые преимущ. ударны, вторые преимущ. безударны. Одноврем. упорядоченность слогового объема стиха и ударений в нем отражена в назв. данной системы стихосложения, называемой иногда "слогоударной". В С.-Т. С. выделяются две осн. группы размеров (метров): 2-сложные, в к-рых между ударными слогами (иктами) располагается по одному безуд. слогу (односложный межиктовый интервал) — хорей (схема: ...) и ямб (схема: ...), а также 3-сложные, в к-рых межиктовый интервал 2-сложный — дактиль (схема: ...), амфибрахий (схема: ...) и анапест (схема: ...). Назв. этих метров С.-Т. С. было заимствовано из антич. квантитативной метрики, в к-рой ана-логич. обр. чередовались долг. и крат. слоги. В европ. поэзии С.-Т. С. формируется в 12—14 вв. как результат взаимодействия роман. силлабики и герман. тоники и окончательно утверждается реформами стихосложения к 15 в. в Англии и к нач. 17 в. в Германии. В России С.-Т. С. приходит на смену силлабике и получает распространение с 30-х гг. 18 в.; ее утверждение связано с реформой Тредиаковского — Ломоносова, теоретически обосновавших и воплотивших в своей поэтич. практике этот тип тонич. стихосложения, называемый долгое время "метрико-тоническим", "силлабо-метрическим" или просто "тоническим". Совр. термин впервые использован Н. Надеждиным (1837) и утвердился в стиховедении с 10-х гг. 20 в. В 18—19 вв. рус. теоретики стиха выделяли в С.-Т. С. группы слогов с одним сильным (ударным) и одним или двумя слабыми (безударными); эти группы единообразного строения назывались "стопами". Т. к. в рус. яз. коэффициент среднеакцентной языковой частоты приближается к трем, в 2-сложных С.-Т. размерах оказывались неизбежными пропуски метрич. ударений, а в 3-сложных — дополнительные, "сверхсменные" ударения. Первонач. осознававшиеся как препятствия, к кон. 18 в. эти отступления от метра поэты начинают воспринимать как один из осн. способов придания стиху ритмич. разнообразия (в 18—19 вв. обычно говорили не о пропусках метрич. ударений и сверхсхемных ударениях, а о заменах стоп ямба и хорея стопами пиррихия и спондея и т. д.). В классич. рус. поэзии средний объем стиха — от 2 до 6 сильных мест (стоп); как правило, они были изометричны, т. е. соизмеримы по числу стоп (напр., 4-стопный ямб или 3-стопный амфибрахий либо стихи разного объема — напр., чередование 4- и 3-стопного амфибрахия). В нек-рых стихотворных жанрах (басне, послании, элегии, комедии и др.) использовались и нерегулярные чередования стихов разного объема — т. н. вольные стихи. Дополнительными способами придания ритмичности С.-Т. стиху было распределение словоразделов, варьирование анакруз и клаузул. Начиная с 40-х гг. 19 в. и до нач. 20 в. рус. силлабо-тоника характеризуется тенденцией расшатывания, ослабления строгости метра: первонач. в отд. жанрах, а затем и в оригин. стих. любых жанров и тем получают распространение логаэды, дольники, тактовики — размеры с переменными межиктовыми интервалами, переходные от силлабо-тоники к чистой тонике. Развитие С.-Т. С. в рус. поэзии отмечено расширением метрич. репертуара; если в 18 в. наблюдается почти полное господство ямба (преим. 4- и 6-стопного), менее распространен 4-стопный хорей, то с нач. 19 в. постепенно осваиваются 5-стопный ямб и 3-сложные размеры; в нач. 20 в. появляются длинные и сверхдлинные размеры (8—10-стопные 2-сложники и 7—8-стопные 3-сложники), нетрадиционные сочетания разных размеров в пределах одного стихотв. текста (среди них — строчные логаэды), обращение поэтов к дольнику и акцентному стиху существенно снижает долю силлабо-тонич. размеров в метрич. репертуаре. В совр. поэзии силлабо-тонический стих широко употребителен и в процентном соотношении по-прежнему преобладает над чисто тонич. стихом и переходными от силлабо-тоники к тонике стихотв. размерами.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Силлабо-тоническое стихосложение" в других словарях:

  • СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых безударные слоги.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБО ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически… …   Современная энциклопедия

  • Силлабо-тоническое стихосложение — СИЛЛАБО ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Силлабо-тоническое стихосложение — (от греческого «συλλαβή»  «слог» и «τόνος»  «ударение») способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Науки юношей питают,… …   Википедия

  • силлабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых  безударные слоги.… …   Энциклопедический словарь

  • Силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tónos ударение)         одна из форм тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение), основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не… …   Большая советская энциклопедия

  • силлабо-тоническое стихосложение — СИЛЛАБО ТОНИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от греч. συλλαβή слог и τόνος ударение) буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского Ломоносова. Это название утвердилось в… …   Поэтический словарь

  • силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tonos ударение) система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых безударные слоги. Рубрика:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. syllabē — слог и tónos — ударение), разновидность тонического стихосложения, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и …   Литературный энциклопедический словарь

  • силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tonos ударение) стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает… …   Словарь литературоведческих терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»